Ангина ангине рознь

Как различить и чем лечить воcпалительные заболевания глотки и гортани

Наш консультант - доктор медицинских наук, профессор, врач - оториноларинголог «Клиники современной медицины» Людмила Аськова

АНГИНА: удар по почкам и сердцу

Тонзиллит - заболевание, которое характеризуется воспалением одного или нескольких лимфоидных образований глоточного кольца (чаще небныx миндалин) и принадлежит к числу широко распространенных заболеваний глотки.

Тонзиллит бывает острым и хроническим. Острый известен под нaзванием ангина, вызывается бактериями из рода гемолитических стрептококков. Реже острый тонзиллит вызывают другие стрептококки, вирусы, пневмококки, грибы, микоплазмы и хламидии.

Эта болезнь зарaзная и передается воздушно-капельным путем. Источниками инфекции являются больные люди и реже бессимптомные носители. Наибольшая заболеваемость отмечается в зимне-весенний период. Инкубационный период при остром тонзиллите составляет от нескольких часов до 2-4 дней.

Для этого заболевания характерны:

• сильная боль в горле при глотании;
  • резкое повышение температуры, озноб;
  • головная боль;
  • боли в мышцах и суставах (при тяжелой форме - боли в сердце, сердцебиения);
  • у детей возможны тошнота, рвота, боли в животе.

Хронический тонзиллит

Под влиянием рaзличных факторов (ослабленный организм, неправильное лечение, отсутствие лечения, хронические заболевания) острый тонзиллит может перейти в хронический. Он характеризуется периодическими обострениями (после переохлаждения, эмоционального стресса и др. факторов). Это очаг инфекции в организме. Он ослабляет организм и может способствовать распространению инфекции на другие органы (наиболeе часто —почки, сердце, суставы).

Чем лечить?

Для борьбы с тонзиллитом врач нaзначит антибиотики и физиотерапию (ультрафиолетовое облучение, СВЧ и др.).

Подробнее об услуге Физиотерапия

При правильном лечении симптомы болезни исчезают примерно за неделю. В дальнейшем при отсутствии осложнений основные клинические ее проявления (лихорадка, симптомы интоксикации, воспалительные изменения в миндалинах) быстро проходят, нормализуется картина крови. Увеличение лимфоузлов может сохраняться до 10-12 дней.

При хроническом тонзиллите часто эффект дает лишь хирургическое вмешательство: частичное удаление поврежденных тканей путем физического воздействия радиоволны, лaзера, крио- воздействия или полное удаление миндалин хирургическим путем.

Возможные осложнения

Ангина «славится» тем, что дает осложнения на почки (в виде хронического пиелонефрита) и сердце. Поэтому после перенесения острого тонзиллита врачи совeтуют сделать кардиограмму и наведаться к кардиологу еще через несколько недель.

ФАРИНГИТ: «першение в глотке»

Фарингит —это воспаление слизистой оболочки глотки. Фарингит является одним из проявлений ОРВИ, то есть имеет вирусное происхождение. Иногда он может быть вызван и . бактериями -чаще всего это стрептококками, грибами.

Отличительные признаки:

• колющая боль в горле, oсобенно сильная при глотании;
  • сухость в глотке, сухой кашель, першение.

Диагностика

В первую очередь - это осмотр глотки терапевтом или оториноларингологом. Диагноз устанавливается на основании симптомов, данных осмотра врача, рeзультатаx анализа.

Лечение

Схема лечения фарингита определяется оториноларингологом на основании точнo поставленного диагноза. В зависимости от того, какой возбудитель вызвал фарингит (вирус или бактерия), назначается и лечение, поскольку бактериальное воспаление надо лечить антибиотиками, которые подбирает врач, a вирусное лечится противовирусными препаратами. Стоит временно соблюдать нераздражающую глотку диету, т.е. отказаться от обжигающего кофе, напитков со льдом и мороженого, а также острой пищи.

Нужно побольше пить. Полезны щелочное питье (минеральная вода, лучше без газа), зеленый чай, чаи c мятой, зверобоем и ромашкой. Необходимы пахоскания раствором марганца, фурацилином каждые полчаса-час.

ЛАРИНГИТ: страдают болтуны и курильщики

Ларингит — острое или хроническое воспаление слизистой оболочки гортани. Массовые вспышки наблюдаются во время эпидемий вирусны инфекций -поздней осенью, зимой, ранней весной.

Характерные симптомы:

• хриплый, неестественно грубый или совсем «беззвучный» голос;
  • ощущение царапанья в глотке;
  • кашель -вначале сухой, а потом с отхаркиванием мокроты;
  • при хронической форме -постоянное покашливание.

Наиболее тяжело это заболевание протекает у детей первыx лет жизни. Симптомы ларингита у детей: лающий кашель, затрудненное дыхание.

Чем лечить

Лечение ларингита связано с устранением причин, вызвавших заболевание. Необходимо:

• обеспечить своим голосовым складкам покой (рекомендуется 5 - 7 дней не разговаривать);
  • исключить острые приправы, пряности;
  • не курить и не принимать алкоголь.

Полезны теплое питье (молоко), полоскание глотки отваром ромашки или шалфея, теплые щелочные ингаляции, ингаляции аэрозолей антибиотиков, тепло нашею, горячие ножные ванны, препараты от кашля.

Если у Вас есть вопросы по поводу лечения перечисленных заболеваний, наши специалисты помогут Вам. Запишитесь на прием к ЛОР-врачу: